Архив публикаций

Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (4)
Июнь 2020 (1)
Апрель 2020 (1)
Февраль 2020 (1)

Рекомендуем

Авторизация



Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (продолжение)

В некоторых случаях лицам, имеющим на руках такую справку, удается оспорить в судебном порядке отказ в приеме ходатайства в предоставлении убежища. Но такая возможность имеется у тех, кто не находится в местах заключения и может беспрепятственно связаться с адвокатом, поскольку в спецприемнике, куда направляют большинство беженцев без статуса, связь с внешним миром ограничена. Известно, что попавшим в спецприемник беженцам часто отказывают в выдаче бумаги и ручки, особенно для написания жалобы. При этом вероятность того, что заявитель может оказаться в спецприемнике, очень высока, поскольку жалоба на отказ в приеме ходатайства может до шести месяцев и более пролежать в суде. Все это время мигрант вынужден жить без документов, подтверждающих наличие оснований на пребывание в России. При отсутствии документов, легализующих право находиться на территории России, регистрации в органах внутренних дел, ищущие убежища лица, равно как и произвольно снятые с учета беженцы, ежедневно подвергаются задержаниям на улицах, приводам в отделения милиции и нередко оказываются жертвами вымогательств и жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов. Часто из милиции их доставляют в суд, где незамедлительно принимается решение об административном выдворении с заключением под стражу до исполнения решения суда. Проблемы с доступом к процедурам, легализирующим статус беженца, наблюдается в большинстве регионов России. В некоторых регионах миграционные органы вовсе не работают с иностранными гражданами, не принимают от них ходатайств о предоставлении убежища. Официально беженцы зарегистрированы только в 11 регионах, а лица, получившие временное убежище, - только в 27 субъектах федерации. Отказы в приеме документов, как правило, даются в устной форме, поэтому не могут быть зафиксированы и обжалованы. Такая практика сложилась из-за постоянных реорганизаций ФМС России, теряющей квалифицированные кадры, и общей политики в отношении предоставления убежища. Эта политика находит отражение в статистике, показывающей, что основные потоки бывших граждан СССР, преследуемых новыми авторитарными режимами, преимущественно направляются в Россию, и что в самой России число лиц, получивших убежище, ничтожно мало. Во время процедуры определения статуса лица, ищущего убежища, как правило, адвокат отсутствует, поскольку у неправительственных организаций не хватает ресурсов для того, чтобы уже на начальной стадии обеспечить заявителей правовой поддержкой. Кроме того, миграционные органы не осведомляют заявителей о возможности привлечения к процедуре третьего лица, например, адвоката. Как правило, от заявителей требуют обеспечить строгие доказательства личного преследования вместо того, чтобы проверять представленные им сведения. Ссылки на общую ситуацию в стране происхождения редко признаются существенными для предоставления убежища. Без всяких оснований ФМС России пришла к выводу, что из стран СНГ не может быть беженцев. Это положение выражено в инструкции от 19 июня 2002 г. № 20/1372. «При рассмотрении ходатайств следует учитывать, что в последние годы в государствах СНГ отмечается стабилизация политической и экономической ситуации, которая во многом изменила характер обстоятельств выбытия граждан из этих государств. Конституциями этих государств и другими нормативными правовыми актами запрещено преследовать граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Обстоятельства переезда граждан из этих государств в Россию в основном связаны с экономическими либо другими причинами». Действительно, значительное число мигрантов из стран СНГ перемещаются в Россию по экономическим причинам. Вместе с тем, автоматически признавать всех мигрантов из этих стран экономическими мигрантами и на этом основании отказывать им в праве на статус беженца или убежище, как это делает ФМС России, является недопустимым. Известно, что в ряде стран СНГ (Узбекистан, Туркменистан) пытки и бессудные казни стали обыденностью. Однако эти обстоятельства компетентными органами России не принимаются во внимание. Ярким примером может служить положение узбеков, которые получают отказы в предоставлении им убежища, несмотря на очевидную опасность возвращения на родину. (См. Пресс-релизы ПЦ «Мемориал», http://www.memo.ru/hr/politpr/asia/r4p.shtml). По сведениям УВКБ ООН на территории России уже долгие годы находится не менее 100 тысяч афганцев, которым убежище до сих пор не предоставлено. Афганцы живут в России нелегально, со стороны власти постоянно делаются попытки добиться их выдворения. На Межведомственной комиссии по миграционной политике (в настоящее время распущенной) 29 января 2003 г. ФМС России представила доклад «Об урегулировании проблем, связанных с пребыванием в Российской Федерации выходцев из Афганистана». В докладе говорится, что «современное афганское общество отличается высокой политической терпимостью», а поэтому «у большинства из афганцев оснований для получения убежища нет, так как предпосылки для опасений подвергнуться преследованиям со стороны нынешних афганских властей за свою прошлую деятельность у них отсутствуют». Очевидно, что это утверждение не соответствует действительности. Представляется преждевременным говорить о существовании в Афганистане единого гражданского общества с какими-либо демократическими характеристиками. Нынешняя власть не контролирует в полной мере территорию страны и не может обеспечить безопасность для всех этнических групп, населяющих страну. Поэтому УВКБ ООН до сих пор не дает афганцам определенной рекомендации возвращаться на родину, а только помогает тем, кто твердо принял решение это сделать. Кроме того, основная часть афганцев, оказавшихся в России, бежали не от режима талибов, а от власти Северного альянса, свергнувшего режим Наджибулы в 1997 году. Из сказанного можно сделать вывод, что в России система предоставления политического и временного убежища, а так же статуса беженца, в целом неэффективна и не предохраняет от жестокого обращения и высылки лиц, ищущих убежища, в страны, где их жизни и здоровью угрожает реальная опасность. Таким образом, система предоставления убежища на территории России не может быть названа эффективной и гарантирующей заявителям защиту от высылки в страны, где им угрожают пытки и сохраняется опасность для жизни. А также лица, ищущие убежища, не имеют гарантий защиты от жестокого обращения и условий жизни, близким к пыткам на территории России. Выдворение и депортация. Реализация принципа защиты от угрозы пыток В отсутствии нормально функционирующей процедуры предоставления статуса беженца, временного и политического убежища, лица, нуждающиеся в международной защите, оказываются лицом к лицу с реальной возможностью быть высланными в страну происхождения, где они вполне обоснованно опасаются подвергнуться преследованиям и пыткам. При этом процедура выдворения и депортации не предусматривает рассмотрения вопроса об угрозе пыток в стране, куда осуществляется выдворение или депортация. В российском законодательстве имеются два понятия: административное выдворение и депортация. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ» (последний абзац части 1 ст. 2) «Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации». Депортация может быть произведена только в случаях, если у депортируемого лица • сокращен срок проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ; • аннулировано разрешение на временное проживание иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ; • аннулирован вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ (ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ); • а также, если лицо, имевшее статус беженца или получившее временное убежище, было лишено этого статуса (ст. 13 Закона РФ «О беженцах»). Решение о депортации принимает глава ФМС России. Представление о депортации подается в ФМС России органом, принявшим решение в соответствии с одним из положений упомянутой выше статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ». Таким органом может быть МВД, МИД, ФСБ России. Обжалование решения в суд возможно, но на практике является неэффективным. Решения о депортации принимаются достаточно редко – не более 20 в год – по исключительным индивидуальным случаям. Гораздо чаще на практике используется административное выдворение. Так, в 2005 г. было депортировано 15 человек, из них трое – в принудительном порядке. «Административное выдворение» - принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Причины выдворения могут быть самыми ничтожными, поскольку КоАП РФ позволяет выдворять мигранта за любое нарушение правил пребывания. Основной причиной для выдворения является отсутствие регистрации в органах внутренних дел по месту пребывания мигранта. Это нарушение широко распространено, поскольку в прохождении процедуры регистрации иностранного гражданина ожидает много препятствий: • режим работы регистрирующих органов, которые принимают заявления на регистрацию не каждый день и неполный рабочий день; • краткий срок, на который предоставляется регистрация; • необходимость представления документов из жилищного органа; • требование о предоставлении письменного согласия или личного присутствия всех постоянных жильцов помещения, в котором регистрируется мигрант. Кроме того, срок регистрации для тех, кто пересекает границу по безвизовому режиму, не превышает 90 дней, после чего мигрант вынужден выехать за пределы России. Однако за это время иностранный гражданин не может получить разрешение на временное проживание, поскольку на это законом предоставлено 6 месяцев. Поэтому под угрозой административного выдворения может оказаться и оказывается практически любой иностранный гражданин. Административное право не накладывает запрета на депортацию или административное выдворение иностранных граждан из России в страны, где имеется риск пыток. В соответствии со статьей 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации» дается следующее определение: Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового». Из текста статьи видно, что выдворение вместо меры, предотвращающей дальнейшее совершение правонарушения, превращается в дополнительную к уплате штрафа меру наказания. Выдворение производится в судебном порядке в соответствии со статьей 3.10 КоАП. В отличие от депортации, решения о выдворении принимаются в большом количестве с чрезвычайной легкостью. Такая практика наблюдается со времени вступления в силу КоАП РФ, т.е. с 1 июля 2002 года. В 2003 г. выдворено было 53,8 тысяч иностранных граждан, в 2004 г. выдворенных было уже вдвое больше – 103,9 тысяч, в 2005 г. число выдворяемых несколько уменьшилось и составило 75,8 тысяч человек, из них в принудительном порядке - 16,5 тысяч человек. Это обусловлено двумя факторами. С одной стороны, описанный выше порядок получения регистрации практически неограниченно расширяет круг лиц, подлежащих выдворению. С другой стороны, суды подходят к решению вопроса о выдворении формально, не вдаваясь в анализ обстоятельств дела. Механизм применения статьи 18.8 КоАП РФ чрезвычайно прост. С целью контроля за соблюдением режима регистрации сотрудники милиции останавливают иностранных граждан на улице. В случае, если у иностранных граждан отсутствует регистрация, их доставляют в суд, где оперативно принимается решение о выдворении. Надо отметить, что проверка документов и наличия регистрации на улице сотрудниками патрульно-постовой службы противоречит статье 23.3 КоАП РФ. Патрульно-постовая служба среди сотрудников органов внутренних дел, уполномоченных производить такую проверку, не упоминается. Гораздо реже проверку и доставку в суд нарушителей порядка регистрации производят участковые инспекторы, которые и должны этим заниматься. Сложившаяся практика регистрации и проверки ее наличия приводит к неистребимой коррупции сотрудников милиции, которые применяют доставку в суд скорее в качестве наказания за неуплату взятки, чем за правонарушение. Мигранта, отказавшегося дать взятку, доставляют в суд. В суде в считанные минуты принимается решение о наложении штрафа и административном выдворении. Можно привести множество примеров, демонстрирующих поверхностность и формализм при рассмотрении судами вопросов о выдворении. Так, в 2002 г. были выдворены из РФ братья Кахабер и Цезарь Кобалия, беженцы из Сухуми, прибывшие в Москву в 1993 г. в связи с грузино-абхазским конфликтом. С 1995 г. по 2000 г. они были зарегистрированы по месту пребывания сроком на 5 лет, гражданства Грузии не принимали. Ц. Кобалия вступил в гражданский брак и у него родился ребенок. В статусе беженца им было отказано, несмотря на то, что они не могли вернуться на территорию Абхазии, будучи этническими грузинами. Задержание Ц. Кобалии было произведено в рабочий день, когда он вышел на обеденный перерыв. Ему не дали позвонить родственникам, и они узнали о произошедшем от знакомого, случайно оказавшегося в суде через два дня после задержания Ц. Кобалия, когда принималось решение о его выдворении. Вскоре уже дома был задержан Кахабер Кобалия. Московский городской суд не удовлетворил кассационную жалобу. В 2005 г. случаи подобного рода стали накапливаться в Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал» из большинства российских регионов. Ожидает депортации Лю Цзинцай, гражданина КНР, который с 1994 г. состоит в браке с гражданкой России Юлией Александров

Календарь

«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Популярные статьи