Архив публикаций

Октябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (3)

Рекомендуем

Авторизация



АНАЛИЗ законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих и коммерческих организаций в Российской Федерации (продолжение)

Сроки регистрации

Также необходимо обратить внимание на существенное различие в сроках, в течение которых уполномоченный орган обязан принять решение о государственной регистрации или вынести решение об отказе.

Согласно Закону о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Однако Закон об НКО (часть 8 статьи 13.1) устанавливает, что Федеральная регистрационная служба (ФРС) или ее территориальный орган не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц, который на основании указанного решения и представленных ФРС или ее территориальным органом сведений и документов в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись. Следовательно, для некоммерческих организаций срок государственной регистрации составляет не менее 19 дней. 

При этом для общественных объединений, которые являются одной из форм некоммерческих организаций, в соответствии с Законом об объединениях (часть 11 статьи 21) срок, в течение которого ФРС или ее территориальный орган должны принять решение о государственной регистрации либо об отказе, увеличен до 30 дней.

Из увеличения сроков регистрации некоммерческих организаций следует:

- законодатель полагает, что документы, представляемые некоммерческими организациями для государственной регистрации, являются более сложными для проверки, чем документы коммерческих организаций;
- законодатель считает, что некоммерческие организации представляют большую опасность для государства, чем коммерческие организации, и поэтому документы некоммерческих организаций следует проверять тщательнее и, соответственно, дольше. 

Анализ оснований для отказа в регистрации позволяет сделать следующие выводы:

- количество оснований для отказа в регистрации некоммерческим организациям необоснованно расширено по сравнению с коммерческими организациями;
- в отличие от формулировок оснований для отказа общих для коммерческих и некоммерческих организаций, формулировки дополнительных оснований для отказа в регистрации некоммерческих организаций неконкретны и допускают широкое толкование (например, формулировки «оформлены в ненадлежащем порядке» и «оскорбляет нравственность»). 

Кроме того, из указанных формулировок следует, что: 

- учредительные документы коммерческих организаций могут противоречить Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
- наименование коммерческой организации может оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; 
- все коммерческие организации могут иметь одно наименование для всех. 

3. Ограничение прав в период деятельности НКО

В Законе об НКО (статья 32) и в Законе об объединениях (статья 29) предусмотрен специальный контроль за деятельностью некоммерческих организаций, которого нет ни в Законе об АО, ни в Законе об ООО.

Законодатель установил, что:

1) некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган:
- документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов; 
- документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; 

2) уполномоченный орган вправе:
- запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы; 
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 
- направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 
- не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. 

Из данных положений законов можно сделать следующие выводы:

1. Права человека, создавшего некоммерческую организацию, существенно ограничены по сравнению с правами человека, занимающегося коммерческой деятельностью, так как некоммерческие организации вынуждены нести дополнительную нагрузку, в том числе в виде составления отчетности, не предусмотренной для коммерческих организаций.

2. Право уполномоченного органа проводить проверки некоммерческой организации не чаще одного раза в год прямо противоречит части 2 статьи 7 Закона о защите юридических лиц, которая устанавливает, что «в отношении одного юридического лица … каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года».

4. Общие выводы и рекомендации

Действующие в Российской Федерации Закон об НКО и Закон об объединениях содержат немотивированные ограничения прав граждан на объединение по сравнению с правом заниматься коммерческой деятельностью. Из этого можно сделать обоснованный вывод о том, что органы государственной власти в Российской Федерации считают некоммерческие организации менее надежными, чем коммерческие с точки зрения безопасности государства.

С целью восстановления прав граждан на объединение необходимо:

1. Закон об НКО и Закон об объединениях привести в соответствие с ГК РФ, Законом о регистрации и Законом о защите юридических лиц в части создания, регистрации и деятельности некоммерческих организаций.

2. Активно и деятельно информировать органы государственной власти о том, что некоммерческие организации являются необходимой и структурообразующей частью гражданского общества, а потому немотивированные и необоснованные ограничения прав граждан на объединение ведут только к повышению социальной нагрузки на государство.

Данные выводы и рекомендации основаны, в том числе, на Рекомендациях о правовом статусе неправительственных организациях в Европе от 10 октября 2007 года, принятых Комитетом Министров государств-членов Совета Европы. В данных Рекомендациях отмечается, что «неправительственные организации, являющиеся юридическими лицами, должны иметь те же самые возможности, какими обладают другие юридические лица, и должны нести те же обязанности и санкции административного, гражданского и уголовного права, которые несут все юридические лица» (перевод неофициальный.

Календарь

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Популярные статьи