Архив публикаций

Октябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (3)

Рекомендуем

http://osteklenie-spb.ru/ остекление террасы алюминиевые раздвижные двери.

Авторизация



Обжалование постановления Главы г. Екатеринбурга об утверждении тарифов на коммунальные услуги

 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

10 июля 2002 г. Кировский районный суд г. Екатеринбурга

в составе: председательствующего судьи Даниленко Т.В.

при секретаре Чесноковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Смолинской Ксении Валерьевны на действия Главы города Екатеринбурга от 26.12.2001 года,

УСТАНОВИЛ:
Заявитель Смолинская к.В. обратилась в суд с жалобой на постановление Главы г. Екатеринбурга от 26.12.2001 г. В обоснование своих требований заявитель указала, что она является жителем г. Екатеринбурга и проживает по адресу: ул. Советская, ..., соответственно является потребителем жилищно-коммунальных услуг и несет обязанности по их оплате. 26.12.2001 года Главой г. Екатеринбурга было принято постановление № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 год". Заявитель считает данное постановление нарушающим её права и противоречащим федеральному и областному законодательству, поскольку ст. 92 Устава Свердловской области "органы местного самоуправления самостоятельно и в соответствии с федеральными и облетными законами распоряжаются муниципальной собственностью, утверждают местный бюджет, устанавливают размеры местных налогов и соборов, а также решают иные вопросы местного значения". К таким вопросам местного значения ст. 92 Устава относит и жилищно-коммунальное хозяйство. Статья 12 Устава г. Екатеринбурга, содержащая полномочия Главы города и решении вопросов местного значения, не наделяет его специальными полномочиями по определению стоимости жилищно-коммунальных услуг для жителей города. Нормы, определяющие для потребителей стоимость жилищно-коммунальных услуг, являются общеобязательными правилами для всех без исключения жителей города Екатеринбурга. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения местного самоуправления отнесено как федеральным, так и местным законодательством к компетенции представительного органа местного самоуправления, то есть Екатеринбургской Городской Думой (ст. 14 Устава г. Екатеринбурга, пп. 2 п. 1 ст. 32 Закона Свердловской области "О местном самоуправлении в Свердловской области"). Глава города в соответствии со ст. 11 Устава города Екатеринбурга является исполнительным органом местного самоуправления. Таким образом, постановление № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 г." принято Главой города с нарушением компетенции и противоречит пп. 2 п. 1 ст. 32 Закона Свердловской области "О местном самоуправлении в Свердловской области", поскольку незаконно возлагает на заявителя платить повышенный размер суммы за коммунально-жилищные услуги. Заявитель просит признать недействительным постановление Главы города от 26.12.2001 г. как принятое с нарушением компетенции и обязать главу города отменить данное постановление.

В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что просит признать недействительным постановление Главы города от 26.12.2001 г. как принятое с нарушением компетенции и обязать главу города отменить данное постановление, поскольку указанное постановление незаконно возлагает на заявителя обязанность оплаты коммунальных услуг по завышенным тарифам. Представитель заявителя не оспаривает, что Глава города имеет право нормативные акты. Однако, считает, что правовые нормы, определяющие для всех жителей г. Екатеринбурга, как проживающих по договору найма, так и собственников жилых помещений, стоимости жилищно-коммунальных услуг является общеобязательными правилами, устанавливающими обязанность всех жителей Екатеринбурга оплачивать жилищно-коммунальные услуги по установленной для них стоимости. Принятие акта, регулирующего общеобязательные правила по оплате жилищно-коммунальных услуг, относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, - Екатеринбургской городской думы, а не Главы города. Кроме того, обжалуемым постановлением установлены нормативы потребления коммунальных услуг для граждан, хотя Устав г. Екатеринбурга, определяющий исключительные полномочия Главы г. Екатеринбурга, не наделяет его полномочиями по установлению нормативов потребления услуг муниципальных предприятий. Также представитель заявителя считает, что до установления тарифов необходимо проведение независимой экспертизы, поскольку положение "О проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденное постановлением Госстроя от11.11.1998 г. требует проведения именно независимой экспертизы. Экспертиза, которая была проведена, не может считаться независимой, поскольку городская тарифная комиссия по вопросам налогообложения и формирования тарифов не является организацией по проведению независимых вневедомственных проверок специального назначения.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и в письменном отзыве с доводами жалобы не согласился, суду пояснил, что в соответствии со ст. 14 Устава г. Екатеринбурга, в исключительном ведении Екатеринбургской городской Думы находится принятие общеобязательных правил лишь по предметам ведения МО г. Екатеринбург. Статья 7 Устава г. Екатеринбурга определяет круг вопросов, которые относятся к предмету ведения МО г. Екатеринбург, к ним не относится повышение и утверждение тарифов и.п. Согласно ст. 16 ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" предусмотрены нормативно-правовые акты глав муниципальных образований. В соответствии со ст. 16 Устава г. Екатеринбурга в пределах своей компетенции Гордума принимает постановления и решения, Глава города - постановления и распоряжения. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 887 дополнительно была проведена экспертиза по экономическому обоснованию тарифов, хотя в письме Госстроя сказано, что проведение экспертизы не обязательно. Тарифы принимаются на один год. Существует тарифная комиссия при Администрации города. На основании постановления Правительства РФ и Правительства Свердловской области № 4 от 14.12.2001 № 831 ПП "О тарифах на электричество" главам МО рекомендовано установить тариф на услуги горячего водоснабжения и центрального отопления для граждан, в соответствии с тарифами, установленными Правительством Свердловской области. Региональная энергетическая комиссия устанавливает тарифы на электрическую и тепловую энергию глава города не самовольно, а, выполняя рекомендации Правительства Свердловской области и Правительства РФ, издал постановление об утверждении тарифов. О проведении независимой экспертизы не говорится ни в каком документе. Учитывая общественный резонанс, Глава города решил дополнительно провести еще 2 экспертизы.

Заслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 11, 13 Устава города Екатеринбурга к органам местного самоуправления относятся Глава города и городская Дума, каждая из которых имеет свою компетенцию и полномочия. Также в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ и п. 1 ст. 32 ОЗ "О местном самоуправлении в Свердловской области" в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его Уставом.

В силу ст. 14 Устава МО "Город Екатеринбург" принятие общеобязательных правил по предметам ведения МО "Город Екатеринбург" находится в исключительном ведении Екатеринбургской городской Думы. Согласно ст. 7 Устава по вопросам местного значения, находящимся в ведении г. Екатеринбурга, относятся финансовые вопросы местного значения.

Правила - это форма нормативно-правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

Постановлением "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 год от 26.12.2001 г. утверждены тарифы по оплате жилищно-коммунальных услуг для граждан.

Согласно ст. 1 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, тарифы - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию. Нормативы потребления услуг - это группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению.

Таким образом, нормативы и тарифы - это не правила, определяющие порядок какой-либо деятельности. Поэтому, установление тарифов и нормативов потребления услуг не относится к компетенции Екатеринбургской городской Думы, следовательно, Глава города является надлежащим должностным лицом, принявшим в пределах своих полномочий постановление № 1510 от 26.12.2001 г.

Подписав постановление № 1510, Глава города не вышел за рамки своих полномочий, оговоренных в ст. 12 Устава города, а лишь выполнил Постановление Правительства РФ от 2.08.1999 г. № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населении", в п. 8 которого указано, что органами местного самоуправления утверждаются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

В п. 4 постановления Правительства РФ № 609 от 21.08.2001 г. "О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" также рекомендовано органам местного самоуправления устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения и устанавливать тарифы на эти услуги. Оба эти постановления предоставляют полномочия по утверждению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг органами местного самоуправления без указания на то, что это должны быть только представительные органы местного самоуправления.

Глава города, согласно ст. 6 Устава входит в систему местного самоуправления и является исполнительным органом, следовательно, по своим полномочиям попадает под действие указанных постановлений.

Кроме того, п. 4 постановления Правительства Свердловской области от 14.12.2001 № 831 ПП "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую ОАО "Свердловэнерго" именно главам муниципальных образований Свердловской области рекомендовано установить с 1.01.2002 г. тарифы (ставки) платы на услуги центрального отопления и горячего водоснабжения для граждан с учетом тарифов на тепловую энергию, утвержденных данным постановлением Правительства СО, т.к. именно Правительством СО утверждаются тарифы на тепловую и электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.

В своем постановлении Правительство Свердловской области от 23.01.2001 г. № 56 ПП"Об утверждении предельных максимальных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в Свердловской области"снова рекомендует Главам МО утверждать тарифы и ставки платы за эти услуги на территории МО. Тем самым еще раз признавая полномочия главы МО по утверждению вышеперечисленных тарифов.

Согласно п. 8 постановления Правительства РФ № 887 от 2.08.1999 г. принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг. В данном постановлении не указано, что экспертиза должна быть независимой, а также не указано вообще, как она должна проводиться.

Положение "О проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденное постановлением Госстроя от 11.11.1998 г. № 13 по строительной, архитектурной и жилищной политике, не подлежит применению, поскольку принято до постановления Правительства РФ № 887 от 2.08.1999 г.и № 609 от 21.08.2001 г., и не входит в систему законодательных актов.

Таким образом, на момент принятия обжалуемого постановления отсутствовала обязательность и нормативная база для проведения независимой экспертизы тарифов на коммунальные услуги.

Согласно п. 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 1.07.1996 г. № 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями. Оспариваемое постановления Главы города № 1510, во-первых, соответствует закону, во-вторых, не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, следовательно не может быть признано недействительным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 191-197 ГПК РФСФР, суд

РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Смолинской Ксении Валерьевны о признании недействительным постановления Главы города Екатеринбурга от 26.12.2001 г. № 1510 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан г. Екатеринбурга на 2002 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течении 10 дней.

Судья (подпись)

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярные статьи