Архив публикаций

Октябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (3)

Рекомендуем

Авторизация



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Оспариваемая часть пункта 5 ст. 39 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" не предоставляет право главе местного самоуправления обратиться в суд, как считает заявитель, а возлагает на главу местного самоуправления такую обязанность.

Однако выполнение такой обязанности не имеет правового обеспечения на федеральном уровне. При этом установление такой обязанности, по сути. ставит в зависимость от решения суда дальнейшее разрешение вопроса о завершении вышеуказанной процедуры, в результате которой принятое представительным органом местного самоуправления решение обретает силу правового акта. И, следовательно, установление такой обязанности, по сути. предполагает разрешение фактически возникших разногласий между представительным органом местного самоуправления и выборным должностным лицом местного самоуправления - главой муниципального образования по поводу принятого представительным органом местного самоуправления решения путем проверки его судом.

В силу пункта "О" статьи 71 Конституции РФ гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ судом могут быть признаны недействительными ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, которые не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Статья 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность должностными лицами местного самоуправления оспаривать в судебном порядке акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающие права местного самоуправления.

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции определяется статьей 25 ГПК РСФСР. Подведомственность дел арбитражному суду определяется параграфом 1 главы 4 АПК РФ.

Анализ приведенных норм права и действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы оспаривания актов органов местного самоуправления, дает основания для вывода о том, что действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность оспаривания решений органов местного самоуправления, которые, ввиду незавершенности процедуры их принятия и вступления в силу, правовыми актами органа местного самоуправления, порождающими какие-либо юридические последствия, не являются.

В силу пунктов 1 и 3 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РОССИЙСКОЙ Федерации", другими федеральными законами. конституциями, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ (п.1) При этом законы субъекта РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления (п. 3).

Таким образом, пункт 5 статьи 39 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" в части слов "либо обжаловать в суде" и в части содержащегося в нем положения - "В этом случае вступление решения выборного представительного органа местного самоуправления в силу откладывается до решения суда" противоречит пункту 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в вышеприведенной части, ст. 13 ГК РФ, положениям параграфа 1 главы 4 АПК РФ, в том числе пунктам 1 и 2 статьи 29 АПК РФ;

статье 25 ГПК РСФСР, статье 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Суд находит обоснованным утверждение заявителя о нарушении его прав пунктом 5 ст. 39 Областного закона о местном самоуправлении в Свердловской области" в оспариваемой части.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в РОССИЙСКОЙ Федерации гарантируется местное самоуправление.

Статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

По смыслу части 2 статьи 32, статей 130, 131 и 132 Конституции РФ граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его, "в частности, через выборные органы местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РОССИЙСКОЙ Федерации" граждане РФ осуществляют свои права на местное самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные органы местного самоуправления. К таким органам согласно ст. 15 и ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся как представительный орган местного самоуправления, так и выборное должностное лицо - глава муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления по вопросам своего ведения, принимают правовые акты.

Так же в соответствии с п. I ст. 39 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты.

С учетом вышеуказанных норм права суд находит, что пункт 5 статьи 39 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" в части слов "либо обжаловать в суде" и в части содержащегося в нем положения - "В этом случае вступление решения выборного представительного органа местного самоуправления в силу откладывается до решения суда" нарушает право Беляева на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, суд признает противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года № 12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона № 66-03 от 18 ноября 1997 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Областным законом № 1-03 от 12 февраля 2002 года в части слов "либо обжаловать в суде" и в части содержащегося в нем положения - "В этом случае вступление решения выборного представительного органа местного самоуправления в силу откладывается до решения суда".

В соответствии со статьей 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями и дополнениями) сообщение о решении суда должно быть опубликовано в средствах массовой информации, "в которых был опубликован Областной закон "О местном самоуправлении в Свердловской области", в предписанный срок.

Суд устанавливает, что такое сообщение подлежит опубликованию в "Областной газете" и "Собрании законодательства Свердловской области" в семидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 191, 197,232 ГПК РСФСР,

РЕШИЛ:

Заявление Беляева Сергея Ивановича удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года № 12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона № 66-03 от 18 ноября 1997 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Областным законом № 1-03 от 12 февраля 2002 года в части слов "либо обжаловать в суде" и в части содержащегося в нем положения - "В этом случае вступление решения выборного представительного органа местного самоуправления в силу откладывается до решения суда".

Сообщение о решении суда о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу пункта 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года № 12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона № 66-03 от 18 ноября 1997 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Областным законом № 1-03 от 12 февраля 2002 года в выше указанной части подлежит обязательному опубликованию в "Областной газете" и "Собрании законодательства Свердловской области" в семидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Свердловский областной суд.

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярные статьи