Архив публикаций

Октябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (3)

Рекомендуем

Авторизация



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Мотивированное решение составлено 22 августа 2002 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2002 года Свердловский областной суд в составе:

судьи Свердловского областного суда Лазаревой Е.Г., при секретаре Ильясовой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беляева Сергея Ивановича об оспаривании в части пункта 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года № 12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона № 66-03 от 18 ноября 1997 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Областным законом № 1-03 от 12 февраля 2002 года,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с пунктом 5 статья 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года № 12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона № 66-03 от 18 ноября 1997 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Областным законом № 1-03 от 12 февраля 2002 года, выборный представительный орган местного самоуправления муниципального образования принимает решения, направляемые на подпись выборному главе муниципального образования, если иное не предусмотрено в уставе муниципального образования, который не позднее чем в пятидневный срок подписывает их и при необходимости обнародует, после чего они вступают в законную силу. В течение указанного срока решение может быть возвращено выборным главой муниципального образования для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении вопроса решение принимается вновь без изменений, не менее, чем двумя третями от установленного численного состава депутатов, то глава муниципального образования обязан его подписать в трехдневный срок либо обжаловать в суде. В этом случае вступление решения выборного представительного органа местного самоуправления в силу откладывается до решения суда.

Беляев С.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 5 статьи 39вышеуказанного Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" в части предоставления главе муниципального образования права обращения в суд после повторного рассмотрения вопроса и принятия решения вновь без изменений не менее чем двумя третями от установленного численного состава депутатов представительного органа местного самоуправления.

В судебном заседании заявленное требование было уточнено - признать недействительным пункт 5 статьи 39 Областного закона от 13 апреля 1995 года № 12-03 "О местном самоуправлении в Свердловской области" в редакции Областного закона № 66-03 от 18 ноября 1997 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Областным законом № 1-03 от 12 февраля 2002 года в части слов "либо обжаловать в суде" и в части содержащегося в нем положения - "В этом случае вступление решения выборного представительного органа местного самоуправления в силу откладывается до решения суда".

Беляев С.И. и его представитель Романова Е.В. в судебном заседании поддержали заявленное требование на том основании, что оспариваемые положения Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области противоречат ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 ГК РФ, нормам ГПК РСФСР.

А также указали, что пункт 5 ст. 39 данного Областного закона в части предоставляющей главе муниципального образования обжаловать в суд акт, принятый представительным органом местного самоуправления повторно, не подписывая его, нарушает право заявителя на местное самоуправление, которое он осуществляет через выборный представительный орган местного самоуправления муниципального образования.

Представитель Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Суслов А.Ф., представитель Губернатора Свердловской области Жирнов В.Н. заявленное требование считали обоснованным и согласились с доводами Беляева С.И. и его представителя, приведенными в обоснование заявленного требования.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта "Н" статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с подпунктами "В" и "Н" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта РФ в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления, а также регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относится принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что субъект РФ в своем законе о местном самоуправлении вправе устанавливать порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления.

Таким образом, в компетенцию Законодательного Собрания Свердловской области как законодательного органа государственной власти Свердловской области, входит принятие Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области", в котором данный орган государственной власти вправе был урегулировать вопросы принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления в Свердловской области.

Однако субъект РФ, принимая такой закон, обязан соблюдать Конституцию РФ.

В силу частей 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

При этом в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Также в силу пунктов 2 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из анализа статьи 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РОССИЙСКОЙ Федерации" следует, что данная норма гарантирует судебную защиту местного самоуправления путем законодательного закрепления в данном Федеральном законе права органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Правовыми актами органов местного самоуправления являются нормативные правовые акты и правовые акты индивидуального характера.

Под нормативным правовым актом органа местного самоуправления понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, а под правовым актом индивидуального характера - акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Анализ пункта 5 ст. 39 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" свидетельствует о том, что данной нормой установлен порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, уставами которых предусмотрен выборный глава муниципального образования, и которому решения выборного представительного органа местного самоуправления направляются на подпись. Кроме того, предусмотрено право вето выборного главы муниципального образования в отношении принятых представительным органом местного самоуправления решений и закреплен порядок преодоления наложенного вето. Однако прямо обязанность главы муниципального образования подписать решение, принятое представительным органом местного самоуправления при повторном рассмотрении, не установлена, но возложена обязанность обжаловать это решение в суде с установлением того, что вступление такого решения в силу откладывается до решения суда.

Суд находит, что с учетом оспариваемых положений Областного закона установление такой процедуры противоречит действующему федеральному законодательству и в определенной мере ограничивает право выборных органов местного самоуправления муниципального образования на осуществление местного самоуправления.

Данный вывод суда основан на следующем.

Как уже указывалось выше, обязательным элементом установленной процедуры, в результате которой решение, принятое представительным органом местного самоуправления, обретает силу правового акта, является подписание данного решения главой местного самоуправления, и, кроме того, в данную процедуру включена обязанность главы местного самоуправления, в случае подписания им такого решения, при необходимости его обнародовать .

Следовательно, если принятое представительным органом местного самоуправления решение не подписано главой муниципального образования, то, независимо от того, подлежит оно обнародованию (опубликованию) в силу своего характера и действующего законодательства или не подлежит, - в любом случае, данное решение юридическую силу правового акта не имеет, каких-либо правовых последствий не порождает, таким образом, повлечь нарушение чьих-либо прав и охраняемых законом интересов не может.

Календарь

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Популярные статьи


Геодезические работы цены

Строительные работы. Перечень участков, цены. Примеры готовых работ

nominus.ru


Fcar

fcar

kaskadauto.net