Архив публикаций

Октябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (3)

Рекомендуем

Авторизация



Условие и основания для признания обжалуемого акта недействительным

 Необходимо знать те условия и основания, которые должны соблюдаться для того, чтобы оспаривание нормативного акта было успешным и в результате привело к его отмене. 

Оспариваемый нормативный акт должен затрагивать права и законные интересы граждан или организаций.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов в случае нарушения прав и свобод человека, гражданина, организации, гарантированных Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами.

Вопрос о том, насколько правомерно ограничивать право граждан на оспаривание нормативных правовых актов только теми, которые затрагивают их права, рассматривался Конституционным судом.

В определении от 18 апреля 2000 года "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Большакова Марка Викторовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 6 и частью третьей статьи 7 закона российской федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" Конституционный суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.

"Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе связанных с изданием указанными субъектами подзаконных актов.

Положения статей 6 и 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", устанавливающие порядок рассмотрения жалобы и требования к соответствующему решению суда, конкретизируют конституционное право граждан на доступ к суду для защиты своих прав от неправомерных действий (решений) государственных и иных органов и должностных лиц и не могут рассматриваться как препятствующие его реализации.

Отсутствие же в действующем гражданском процессуальном законодательстве процедуры обжалования гражданами подзаконных актов в случаях, когда они не повлекли каких-либо нарушений прав и свобод самих заявителей, не затрагивает ни их право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, ни другие права, вытекающие из статей 19, 45 и 120 Конституции Российской Федерации, на которые заявитель ссылается в своей жалобе."

Для признания нормативного акта недействительным необходимо указать в жалобе одно или несколько из указанных ниже оснований - почему акт должен быть признан недействительным

Основание 1. Несоответствие норм нижестоящего акта нормам вышестоящего. В России существует "лестница нормативных актов", в соответствии с которой каждый нижестоящий нормативный акт должен соответствовать вышестоящему.

Все нормативные акты субъектов РФ, должны соответствовать общероссийским нормативным актам.

Если нижестоящий нормативный акт противоречит вышестоящему, то он может быть признан незаконным на этом основании.

Пример. Юристы "Сутяжника" оказали правовую помощь организации по обжалованию в Верховном Суде РФ пункта 4 Постановления Правительства "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке, и реализации лома цветных металлов" от 14 мая 2001г. № 367. Решением Верховного суда РФ от 18 октября 2001 г. обжалуемая норма была признана недействительной и не порождающей юридических последствий со дня издания Оспариваемой нормой предусмотрено, что лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов, выданные в установленном порядке до принятия вышеназванного Постановления, действительны в течение трех месяцев после его официального опубликования.

Установив данную норму, Правительство РФ по существу аннулировало ранее выданные в установленном порядке лицензии, поскольку по истечении трех месяцев со дня опубликования оспариваемого Постановления они становятся недействительными и лицензиаты утрачивают право на занятие лицензируемым видом деятельности.

Между тем, перечень оснований для аннулирования лицензии, приведенный в статье 13 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является исчерпывающим и не содержит такого основания для прекращения деятельности лицензии как принятие Правительством РФ соответствующего постановления.

В связи с отсутствием в федеральном законе как прямого указания на ограничение срока действия ранее выданных лицензий, так и поручения Правительству РФ, данный нормативный акт был признан недействвительным, так как Постановление Правительства РФ как нижестоящий акт по отношению к Федеральному закону, ему не соответствовало.

Основание 2. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В том случае, если права человека ограничиваются нормативным правовым актом, имеющим статус ниже Федерального закона, то он может быть признан незаконным. 

Так, в практике нашей организации было обжаловано Постановление Правительства РФ "О правилах сдачи квалификационных экзаменов на право вождения автомобиля" N 833, которое устанавливало требования для водителей, утративших водительское удостоверение, об обязательной сдаче экзамена для получения нового удостоверения. Таким образом, обжалуемое Постановление Правительства, предусматривало дополнительное основание лишения права управления автомобилем и тем самым, не являясь федеральным законом, ограничивало права граждан на управление транспортными средствами по сравнению с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".

Основание 3. Принятие нормативного акта за пределами компетенции конкретного органа. Каждый орган и должностное лицо имеет свою компетенцию и имеет право принимать нормативные акты только в ее пределах. Выход за эти пределы является основанием для признания нормативного акта недействительным.

Так, в 1997 году Свердловским областным судом по заявлениям граждан было вынесено решение о признании не соответствующим федеральному законодательству Закона Свердловской области "О бюджетена 1997 год", который содержал "местный сбор" для вылетающих из аэропорта "Кольцово". Суд признал, что власти области не имели полномочий на установление сбора, не предусмотренного российским законодательством. В результате такого обжалования граждане получили возможность взыскать с Правительства области причиненный им материальный ушерб.
 

 

Календарь

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Популярные статьи


Группе Светы в контакте

Общие сведения о группе. История группы. Контакты фирмы, адреса магазинов

vktarget.ru