Архив публикаций

Октябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (3)

Рекомендуем

Купить диплом института на этом сайте онлайн, там продают различные сертификаты и документы.

Авторизация



Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет

Проблема соотношения теоретического и практического компонентов в обучении является одной из злободневных для современного юриди-ческого образования. В ее обсуждении принима-ют участие вузовские преподаватели, ученые, практикующие юристы. В последние годы по этой теме написано, пожалуй, больше работ, чем за несколько предшествующих десятилетий.

Большинство участников этой дискуссии вы-сказываются в пользу усиления практической, прикладной направленности правовой подготов-ки. По их мнению, обучение будущих юристов се-годня уже не может носить отвлеченный, теоре-тический характер. "В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной, пассивное обучение юристов все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры. На современном этапе развития законодательст-ва и постоянного усложнения правовых отноше-ний такое состояние юридического образования

нельзя признать удовлетворительным", - счита-ет Л.В. Туманова. О возрастающем значении прак-тики, о необходимости освоения студентами про-фессиональных умений и навыков говорят в своих статьях В.И. Безрядин и Е.Д. Проценко, О.Н. Диордиева,3.Д. Еникеев, В.Д. Перевалов и др.

Формой внедрения новых методов правовой подготовки стали юридические клиники. Они бы-ли созданы в Ижевске, Твери, Петрозаводске, Йошкар-Оле, многих других городах как особые подразделения юридических факультетов и стали своего рода общественными приемными, где студенты под руководством преподавателя ведут при-ем граждан и оказывают им юридическую помощь.

Этот опыт оказался удачным. Во-первых, ра-бота в клинике знакомит учащихся с реальными проблемами юридической практики, позволяет на деле применить приобретенные знания, фор-мирует профессиональные и личные качества бу-дущих юристов. Во-вторых, клинические занятия выполняют важную социальную функцию: обес-печивают право малоимущих граждан на получе-ние квалифицированной юридической помощи.

Однако в ходе обсуждения работы юридических клиник обнаружилось одно странное недоразуме-ние. Практически все современные работы, посвя-щенные этому вопросу, исходят из предположения, что юридические клиники являются абсолютным новшеством для России. Как следствие, зарубеж-ный опыт клинического образования представляет-ся в этой ситуации образцом для заимствования и единственным источником ценного опыта.

Например, в коллективной монографии "Юри-дическая клиника: опыт практического обучения юристов" дается характеристика американской модели юридических клиник. Знакомство с этой моделью, заложенными в ней идеями и принципа-ми, по мнению авторов, сослужит хорошую служ-бу российским преподавателям, избавит от оши-бок и даст ответы на многие вопросы, связанные с организацией деятельности клиник. В данной работе систематически излагается алгоритм дея-тельности клиники, представлены многочислен-ные документальные формы. При этом у читате-ля складывается представление, что американ-ские юристы являются первооткрывателями такой формы подготовки. "Это новое дело в юри-дическом образовании России... Термин "юриди-ческая клиника" в описанном выше понимании появился именно в Соединенных Штатах Амери-ки" , - утверждают авторы; при этом ни слова не говорится о российском опыте юридических кли-ник, имеющем гораздо более длинную историю.

На наш взгляд, пришло время обратиться к отечественному опыту. Эта традиция насчитыва-ет, как минимум, 150 лет и содержит много ценно-го. Юридические клиники были хорошо известны в нашей стране. Неоднократно предпринимались попытки реализовать клиническую форму подго-товки на юридических факультетах, однако по-вышенное внимание к клиникам сменялось затем полным забвением.

Первая в России юридическая клиника возникла при Казанском университете еще в 40-е годы XIX в. Ее создателем был известный цивилист Д.И. Мейер (1819-1856). Обосновывая необходимость клиниче-ских занятий для студентов юридического факуль-тета, Дмитрий Иванович проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой: "В самом де-ле, звание юриста, как и звание врача, - практичес-кое, и потому как практическое приготовление уча-щихся к врачебной науке происходит в школе, точ-но так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же".

По его мнению, клинические занятия состав-ляют необходимое дополнение к лекциям; зани-маясь в клинике, молодые юристы приобретают первый опыт применения теоретических знаний на практике: "Учебная практика составляет по-средствующее звено между теоретическим юри-дическим образованием и практическою судеб-ною деятельностью, к которой учащийся права-ми предполагается призванным. Она - проводник науки в юридический быт и потому придает ей непосредственный живой интерес.

Как были организованы занятия в клинике? "Устройство этой клиники весьма простое, - пи-шет Мейер. - Бедные люди, нуждающиеся в сове-тах и помощи по каким-либо касающимся их в присутственных местах делам, обращаются по ус-мотрению своему к заведывающему практикою, в присутствии его учеников сообщают надлежа-щий случай, который и подвергается обсужде-нию, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же мо-жет быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага - прошение, докладная записка, проект акта и т.д. Если дело таково, что интересант ста-нет являться неоднократно, то оно может быть поручено одному из практикантов, так что на по-печении каждого из них может оставаться по од-ному делу или по нескольку, разумеется, под руководством и ответственностью наставника.

Практическая деятельность эта отнюдь не должна доходить до ходатайства по делу, несо-вместного с назначением учебного заведения, по-чему строго исключаются всякие сношения с при-сутственными местами и действия, основанные на верящих письмах... Понятно, что успех такой консультации обусловливается единственно дове-рием, которое она внушает основательностью.

Юридическая клиника в Казани действовала около 10 лет. В работах многочисленных учени-ков Д.И. Мейера часто встречаются упоминания

об этих занятиях. Однако она не имела офици-ального статуса, источников финансирования и существовала лишь благодаря бескорыстным усилиям своего основателя. Безвременная кончи-на ученого привела к прекращению клинических занятий. Новая методика, не успев утвердиться и завоевать признание в сообществе российских юристов, стала постепенно забываться и "остава-лась в тени" в течение следующих 40 лет.

Новый всплеск интереса к клиникам прихо-дится на конец XIX-начало XX в. Именно тогда вопрос о практической подготовке юристов был

впервые поставлен на государственном уровне . Активная дискуссия по этому вопросу началась и в академических кругах. Мнения профессоров разделились: одни критиковали лекционную систе-му преподавания как устаревшую и предлагали зна-чительно усилить роль практических занятий;

Читаем дальше: "Случаи обращения тяжущихся к учёным-юристам за заключениями до судебной реформы бывали. Но всё это случаи единичные, не оставившие в судебном обиходе ни малейших следов. Вспоминаю вечную гордость нашей цивилистики, творца науки гражданского права, по-койного казанского профессора Дмитрия Ивановича Мей-ера. В конце 40-х годов он устраивал в университете осо-бые консультации для посторонних частных лиц. Послед-ние являлись и излагали свои дела, а профессор в присутствии студентов давал свои советы и заключения" (Гольмстен А.Х. Участие представителей юридической науки в отправлении гражданского правосудия // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. № 4. С. 122).

"Ещё в 1899 г. министр народного просвещения генерал-адъютант П.С. Ванновский во всеподданнейшем отчёте говорил о необходимости развития практических занятий на юриди-ческом факультете. В том же году тогдашний министр на-родного просвещения Н.П. Боголепов принял для выпол-нения этой идеи соответствующие меры... В нынешнем, 1901г., министерство разослало по всем университетам во-просные пункты с целью ознакомиться с результатами вы-шеозначенного распоряжения и содействовать наилучшей постановке практических занятий в университетах, осо-бенно на юридических факультетах" (Янжул И.И. Роль и значение практических занятий в современном юридичес-ком образовании Западной Европы // Журнал Министер-ства народного просвещения. 1901. № 11. Отд. 4. С. 1.).

Идея создания юридической клиники по об-разцу клиник на медицинских факультетах стала одним из аргументов сторонников практической подготовки. "Учреждение наподобие медицин-ской клиники необходимо на юридическом фа-культете, писал К. Дыновский. Должно помнить, что значение клинических занятий для процесса врачебного образования выражается в том, что при них явление больной жизни и поводы к вра-чебному действию, как и само действие, представ-ляются не в отвлеченных изображениях, а во всех условиях данного случая. Под таким влиянием клиники сведения группируются иначе, чем при систематическом изучении теоретических дис-циплин. Систематическое изложение идет от оп-ределения болезни к изображению ее картины, а практика - от встреченной картины болезни к оп-ределению последней. Этим переворотом образу-ется практический деятель. Усвоение метода и навыка к индивидуализированию, другими слова-ми, умение пользоваться научными приемами при практической деятельности составляет задачу и цель клинических занятий. Наука права преследу-ет, так же как и медицина, практические цели; су-дейский диагноз - не легче врачебного. Юри-дическое образование должно научить свободно-му орудованию отвлеченными понятиями и принципами в применении их к случаям конкрет-ным".

В 1901 г. на страницах "Журнала Министерст-ва юстиции" А. Люблинский сетовал на односто-ронний характер преподавания на юридических факультетах, где право изучается только теоре-тически и студенты остаются без всякого знаком-ства с юридической практикой. Далее излагался опыт организации юридических клиник при гер-манских университетах. Ссылаясь на статью проф. Фроммгольда в "Немецкой юридической газете", автор высоко оценивал возможности данной формы подготовки: "Умение из массы фактических подробностей каждого данного слу-чая выделить существенные признаки, оставив в стороне безразличные в юридическом отноше-нии факты, поставить юридический диагноз дела и будет составлять одну из важных задач юриди-ческой клиники. В ней будут приобретаться познания, а также практические способы приме-нения их. Клинические занятия также дадут возможность студентам познакомиться до неко-торой степени с наиболее употребительными формальностями судебной и административной практики, так что при первых же шагах своей практической деятельности молодые юристы бу-дут избавлены от необходимости отвлекать свое внимание к формальной стороне дела в ущерб ма-териальной".

Отметим важное обстоятельство: данная ме-тодика рассматривается А. Люблинским как нов-шество; следовательно, автор не был знаком с опытом Д.И. Мейера. Однако реализовать про-ект юридической клиники в начале XX в. так ни-кому и не удалось. Идея осталась невостребован-ной, а потом вновь была благополучно забыта.

Мы, к сожалению, не располагаем исчерпыва-ющими данными о юридических клиниках в доре-волюционной России. Многие вопросы остаются пока без ответа. В частности, неясно, использо-вал ли Д.И. Мейер при создании собственной кли-ники немецкие образцы (он, напомним, учился в Германии и вполне мог заимствовать форму кли-нических занятий у немецких профессоров) или шел собственным путем? Еще один момент. Судя по некоторым косвенным свидетельствам, юри-дические клиники существовали также при Мос-ковском университете и в Университете Св. Вла-димира в Киеве. Подтвердить или опровергнуть эти свидетельства можно только с помощью до-полнительных исследований.

Почему необходимо дальнейшее изучение опыта юридических клиник в России? Это, на наш взгляд, избавит нас от повторного изобрете-ния колеса, позволит учесть опыт предшествен-ников (в том числе и негативный) при выборе оп-тимальной модели клиники для российских усло-вий. Знание истории вопроса оградит от слепого копирования иностранных образцов, даст возмож-ность более взвешенно подходить к дальнейшему реформированию юридической подготовки.

© 2002 г. Ф. Ф. Дудырев, В.П. Малков

 

 

Одной из главных проблем в российских городах на сегодняшний день является благоустройство, которое не может проходить без реконструкции и изменения покрытия тротуаров и пешеходных дорожек. Наиболее популярно сегодня в наших городах – мощение тротуаров плиткой, что требует наличия соответствующего оборудования для производства тротуарной плитки. «Завод стройтехника» предлагает вашему вниманию оборудование марки «Рифей», которое, при невысокой стоимости, работает очень эффективно и легко позволит вам наладить собственный бизнес.

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Популярные статьи