Архив публикаций

Октябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (3)

Рекомендуем

Авторизация



Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет

Проблема соотношения теоретического и практического компонентов в обучении является одной из злободневных для современного юриди-ческого образования. В ее обсуждении принима-ют участие вузовские преподаватели, ученые, практикующие юристы. В последние годы по этой теме написано, пожалуй, больше работ, чем за несколько предшествующих десятилетий.

Большинство участников этой дискуссии вы-сказываются в пользу усиления практической, прикладной направленности правовой подготов-ки. По их мнению, обучение будущих юристов се-годня уже не может носить отвлеченный, теоре-тический характер. "В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной, пассивное обучение юристов все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры. На современном этапе развития законодательст-ва и постоянного усложнения правовых отноше-ний такое состояние юридического образования

нельзя признать удовлетворительным", - счита-ет Л.В. Туманова. О возрастающем значении прак-тики, о необходимости освоения студентами про-фессиональных умений и навыков говорят в своих статьях В.И. Безрядин и Е.Д. Проценко, О.Н. Диордиева,3.Д. Еникеев, В.Д. Перевалов и др.

Формой внедрения новых методов правовой подготовки стали юридические клиники. Они бы-ли созданы в Ижевске, Твери, Петрозаводске, Йошкар-Оле, многих других городах как особые подразделения юридических факультетов и стали своего рода общественными приемными, где студенты под руководством преподавателя ведут при-ем граждан и оказывают им юридическую помощь.

Этот опыт оказался удачным. Во-первых, ра-бота в клинике знакомит учащихся с реальными проблемами юридической практики, позволяет на деле применить приобретенные знания, фор-мирует профессиональные и личные качества бу-дущих юристов. Во-вторых, клинические занятия выполняют важную социальную функцию: обес-печивают право малоимущих граждан на получе-ние квалифицированной юридической помощи.

Однако в ходе обсуждения работы юридических клиник обнаружилось одно странное недоразуме-ние. Практически все современные работы, посвя-щенные этому вопросу, исходят из предположения, что юридические клиники являются абсолютным новшеством для России. Как следствие, зарубеж-ный опыт клинического образования представляет-ся в этой ситуации образцом для заимствования и единственным источником ценного опыта.

Например, в коллективной монографии "Юри-дическая клиника: опыт практического обучения юристов" дается характеристика американской модели юридических клиник. Знакомство с этой моделью, заложенными в ней идеями и принципа-ми, по мнению авторов, сослужит хорошую служ-бу российским преподавателям, избавит от оши-бок и даст ответы на многие вопросы, связанные с организацией деятельности клиник. В данной работе систематически излагается алгоритм дея-тельности клиники, представлены многочислен-ные документальные формы. При этом у читате-ля складывается представление, что американ-ские юристы являются первооткрывателями такой формы подготовки. "Это новое дело в юри-дическом образовании России... Термин "юриди-ческая клиника" в описанном выше понимании появился именно в Соединенных Штатах Амери-ки" , - утверждают авторы; при этом ни слова не говорится о российском опыте юридических кли-ник, имеющем гораздо более длинную историю.

На наш взгляд, пришло время обратиться к отечественному опыту. Эта традиция насчитыва-ет, как минимум, 150 лет и содержит много ценно-го. Юридические клиники были хорошо известны в нашей стране. Неоднократно предпринимались попытки реализовать клиническую форму подго-товки на юридических факультетах, однако по-вышенное внимание к клиникам сменялось затем полным забвением.

Первая в России юридическая клиника возникла при Казанском университете еще в 40-е годы XIX в. Ее создателем был известный цивилист Д.И. Мейер (1819-1856). Обосновывая необходимость клиниче-ских занятий для студентов юридического факуль-тета, Дмитрий Иванович проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой: "В самом де-ле, звание юриста, как и звание врача, - практичес-кое, и потому как практическое приготовление уча-щихся к врачебной науке происходит в школе, точ-но так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же".

По его мнению, клинические занятия состав-ляют необходимое дополнение к лекциям; зани-маясь в клинике, молодые юристы приобретают первый опыт применения теоретических знаний на практике: "Учебная практика составляет по-средствующее звено между теоретическим юри-дическим образованием и практическою судеб-ною деятельностью, к которой учащийся права-ми предполагается призванным. Она - проводник науки в юридический быт и потому придает ей непосредственный живой интерес.

Как были организованы занятия в клинике? "Устройство этой клиники весьма простое, - пи-шет Мейер. - Бедные люди, нуждающиеся в сове-тах и помощи по каким-либо касающимся их в присутственных местах делам, обращаются по ус-мотрению своему к заведывающему практикою, в присутствии его учеников сообщают надлежа-щий случай, который и подвергается обсужде-нию, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же мо-жет быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага - прошение, докладная записка, проект акта и т.д. Если дело таково, что интересант ста-нет являться неоднократно, то оно может быть поручено одному из практикантов, так что на по-печении каждого из них может оставаться по од-ному делу или по нескольку, разумеется, под руководством и ответственностью наставника.

Практическая деятельность эта отнюдь не должна доходить до ходатайства по делу, несо-вместного с назначением учебного заведения, по-чему строго исключаются всякие сношения с при-сутственными местами и действия, основанные на верящих письмах... Понятно, что успех такой консультации обусловливается единственно дове-рием, которое она внушает основательностью.

Юридическая клиника в Казани действовала около 10 лет. В работах многочисленных учени-ков Д.И. Мейера часто встречаются упоминания

об этих занятиях. Однако она не имела офици-ального статуса, источников финансирования и существовала лишь благодаря бескорыстным усилиям своего основателя. Безвременная кончи-на ученого привела к прекращению клинических занятий. Новая методика, не успев утвердиться и завоевать признание в сообществе российских юристов, стала постепенно забываться и "остава-лась в тени" в течение следующих 40 лет.

Новый всплеск интереса к клиникам прихо-дится на конец XIX-начало XX в. Именно тогда вопрос о практической подготовке юристов был

впервые поставлен на государственном уровне . Активная дискуссия по этому вопросу началась и в академических кругах. Мнения профессоров разделились: одни критиковали лекционную систе-му преподавания как устаревшую и предлагали зна-чительно усилить роль практических занятий;

Читаем дальше: "Случаи обращения тяжущихся к учёным-юристам за заключениями до судебной реформы бывали. Но всё это случаи единичные, не оставившие в судебном обиходе ни малейших следов. Вспоминаю вечную гордость нашей цивилистики, творца науки гражданского права, по-койного казанского профессора Дмитрия Ивановича Мей-ера. В конце 40-х годов он устраивал в университете осо-бые консультации для посторонних частных лиц. Послед-ние являлись и излагали свои дела, а профессор в присутствии студентов давал свои советы и заключения" (Гольмстен А.Х. Участие представителей юридической науки в отправлении гражданского правосудия // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. № 4. С. 122).

"Ещё в 1899 г. министр народного просвещения генерал-адъютант П.С. Ванновский во всеподданнейшем отчёте говорил о необходимости развития практических занятий на юриди-ческом факультете. В том же году тогдашний министр на-родного просвещения Н.П. Боголепов принял для выпол-нения этой идеи соответствующие меры... В нынешнем, 1901г., министерство разослало по всем университетам во-просные пункты с целью ознакомиться с результатами вы-шеозначенного распоряжения и содействовать наилучшей постановке практических занятий в университетах, осо-бенно на юридических факультетах" (Янжул И.И. Роль и значение практических занятий в современном юридичес-ком образовании Западной Европы // Журнал Министер-ства народного просвещения. 1901. № 11. Отд. 4. С. 1.).

Идея создания юридической клиники по об-разцу клиник на медицинских факультетах стала одним из аргументов сторонников практической подготовки. "Учреждение наподобие медицин-ской клиники необходимо на юридическом фа-культете, писал К. Дыновский. Должно помнить, что значение клинических занятий для процесса врачебного образования выражается в том, что при них явление больной жизни и поводы к вра-чебному действию, как и само действие, представ-ляются не в отвлеченных изображениях, а во всех условиях данного случая. Под таким влиянием клиники сведения группируются иначе, чем при систематическом изучении теоретических дис-циплин. Систематическое изложение идет от оп-ределения болезни к изображению ее картины, а практика - от встреченной картины болезни к оп-ределению последней. Этим переворотом образу-ется практический деятель. Усвоение метода и навыка к индивидуализированию, другими слова-ми, умение пользоваться научными приемами при практической деятельности составляет задачу и цель клинических занятий. Наука права преследу-ет, так же как и медицина, практические цели; су-дейский диагноз - не легче врачебного. Юри-дическое образование должно научить свободно-му орудованию отвлеченными понятиями и принципами в применении их к случаям конкрет-ным".

В 1901 г. на страницах "Журнала Министерст-ва юстиции" А. Люблинский сетовал на односто-ронний характер преподавания на юридических факультетах, где право изучается только теоре-тически и студенты остаются без всякого знаком-ства с юридической практикой. Далее излагался опыт организации юридических клиник при гер-манских университетах. Ссылаясь на статью проф. Фроммгольда в "Немецкой юридической газете", автор высоко оценивал возможности данной формы подготовки: "Умение из массы фактических подробностей каждого данного слу-чая выделить существенные признаки, оставив в стороне безразличные в юридическом отноше-нии факты, поставить юридический диагноз дела и будет составлять одну из важных задач юриди-ческой клиники. В ней будут приобретаться познания, а также практические способы приме-нения их. Клинические занятия также дадут возможность студентам познакомиться до неко-торой степени с наиболее употребительными формальностями судебной и административной практики, так что при первых же шагах своей практической деятельности молодые юристы бу-дут избавлены от необходимости отвлекать свое внимание к формальной стороне дела в ущерб ма-териальной".

Отметим важное обстоятельство: данная ме-тодика рассматривается А. Люблинским как нов-шество; следовательно, автор не был знаком с опытом Д.И. Мейера. Однако реализовать про-ект юридической клиники в начале XX в. так ни-кому и не удалось. Идея осталась невостребован-ной, а потом вновь была благополучно забыта.

Мы, к сожалению, не располагаем исчерпыва-ющими данными о юридических клиниках в доре-волюционной России. Многие вопросы остаются пока без ответа. В частности, неясно, использо-вал ли Д.И. Мейер при создании собственной кли-ники немецкие образцы (он, напомним, учился в Германии и вполне мог заимствовать форму кли-нических занятий у немецких профессоров) или шел собственным путем? Еще один момент. Судя по некоторым косвенным свидетельствам, юри-дические клиники существовали также при Мос-ковском университете и в Университете Св. Вла-димира в Киеве. Подтвердить или опровергнуть эти свидетельства можно только с помощью до-полнительных исследований.

Почему необходимо дальнейшее изучение опыта юридических клиник в России? Это, на наш взгляд, избавит нас от повторного изобрете-ния колеса, позволит учесть опыт предшествен-ников (в том числе и негативный) при выборе оп-тимальной модели клиники для российских усло-вий. Знание истории вопроса оградит от слепого копирования иностранных образцов, даст возмож-ность более взвешенно подходить к дальнейшему реформированию юридической подготовки.

© 2002 г. Ф. Ф. Дудырев, В.П. Малков

 

 

Одной из главных проблем в российских городах на сегодняшний день является благоустройство, которое не может проходить без реконструкции и изменения покрытия тротуаров и пешеходных дорожек. Наиболее популярно сегодня в наших городах – мощение тротуаров плиткой, что требует наличия соответствующего оборудования для производства тротуарной плитки. «Завод стройтехника» предлагает вашему вниманию оборудование марки «Рифей», которое, при невысокой стоимости, работает очень эффективно и легко позволит вам наладить собственный бизнес.

Календарь

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярные статьи