Архив публикаций

Октябрь 2019 (1)
Август 2019 (1)
Июнь 2019 (5)
Февраль 2019 (11)
Январь 2019 (1)
Октябрь 2017 (1)

Рекомендуем

Авторизация



О ВОЗВРАЩЕНИИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ИНГУШЕТИИ В ЧЕЧНЮ

Резолюция Всероссийского Чрезвычайного Съезда в защиту мигрантов 

Участники Всероссийского Чрезвычайного Съезда в защиту мигрантов констатируют, что президент и правительство России не в состоянии обеспечить безопасные условия жизни населения в Чеченской республике.

Российские военные продолжают безнаказанно совершать на территории Чечни убийства, пытки, похищения мирных граждан.

В этих условиях особенную обеспокоенность вызывает "План мероприятий федеральных органов исполнительной власти, Правительства Чеченской Республики и Правительства республики Ингушетия по завершению работы по возвращению в Чеченскую Республику внутриперемещенных лиц с территории Республики Ингушетия", утвержденный Федеральным Правительством 29 мая с.г. В первую очередь настораживает нереальный срок выполнения плана, заканчивающийся третьим кварталом 2002г.

Насильственное переселение или любые завуалированные формы принуждения жителей Чечни к возвращению недопустимы. Никто не может препятствовать людям оставаться там, где они чувствуют себя в безопасности. Если беженцы предпочитают оставаться в лагерях Ингушетии, где они влачат полуголодное существование, и центрах временного размещения, где их прекратили кормить, значит, этому есть веские основания.

Участники Съезда требуют, чтобы представители российских, зарубежных и международных правозащитных и гуманитарных организаций, работающие в Чечне, получили возможность участвовать в контроле за реализацией Плана вращения беженцев

из Ингушетии в Чечню, особенно в части контроля за добровольностью их переселения, безопасностью для их жизни и обеспечением приемлемых социальных условий размещения и проживания на территории Чеченской республике.

Всероссийский чрезвычайный Съезд в защиту мигрантов требует срочно созвать совещание с участием первого заместителя председателя Правительственной комиссии по вопросам восстановления социальной сферы и экономики Чеченской республики министра В. Елагина, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе В. Казанцева, руководства группировки российских войск в Чеченской Республике, представителей правительств Чеченской Республики и Республики Ингушетия, и членов Оргкомитета Съезда для обсуждения реализации Плана и определения мандата и механизма работы Группы независимых наблюдателей по контролю за осуществлением тех пунктов плана, которые вызывают нашу серьезную тревогу и обеспокоенность.

Москва, 21 июня 2002г.

О ксенофобии и расовой дискриминации по отношению к мигрантам
Резолюция принята на специальной секции Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов

Мы, участники Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, представители переселенческих, правозащитных, национально-культурных и других неправительственных организаций, призываем российскую и международную общественность обратить пристальное внимание на эскалацию в России ксенофобии и дискриминации в отношении "внешних" и "внутренних" мигрантов и требуем от государства положить конец дискриминационной практике и принять неотложные меры по обеспечению эффективного равноправия.

Мы возмущены нагнетанием ксенофобии в стране, а также политикой и практикой этнической и расовой дискриминации, которая болезненней всего отражается на положении мигрантов, подвергающихся преследованиям по двум признакам (как мигранты и как представители этнических меньшинств).

Наиболее острая ситуация складывается в Краcнодарском крае, где в течение последних двух десятков лет возникла особая разновидность националистической идеологии, для которой характерны антисемитизм, ксенофобия в отношении национальных меньшинств и мигрантов, подчеркивание во всех областях приоритетов кубанского казачества. Краевые власти всех ветвей используют в проводимой ими политике широко растиражированные лженаучные теории, сфальсифицированные факты, ведут информационную войну в СМИ. В этой ситуации открытым нападкам и гонениям подвергаются все, кто выступает против правящего курса краевых властей: неправительственные организации, правозащитники, опозиционные политики, ученые и эксперты. Самыми дискриминируемыми группами на территории Краснодарского края являются турки, хемшилы, армяне из Азербайджана и Грузии, грузины - беженцы из Абхазии, курды, езиды.

Благодаря недавно принятым нормативным актам, предусматривающим депортацию лиц, не имеющих местной регистрации, эта политика приобретает черты этнической чистки. Уже предприняты попытки насильственно выселить несколько семей армян, курдов, езидов и месхетинских турок.

Турок-месхетинцев - наиболее бесправное из российских этнических меньшинств - краевые власти более 10 лет фактически выдавливают из региона, создавая им невыносимые условия жизни. Зимой 20012002 гг. положение турок стало критическим. Под давлением районных администраций расторгнуты договоры об аренде земли, туркам запрещена торговля на местных рынках; их штрафуют за якобы совершенные административные правонарушения. Турки-месхетинцы подвергаются массовым "проверкам паспортного режима", штрафам за отсутствие регистрации, в которой власти им незаконно отказывают, угрозам и насилию со стороны милиции и казачьих формирований. Имущество тех, кто не имеет возможности заплатить штрафы, арестовывается. Суды под надуманными предлогами отказывают в приеме исковых заявлений от месхетинцев.

Губернатор края А.Н.Ткачев открыто обещает создать "нелегальным мигрантам" невыносимые условия жизни и выдворить их из края. Губернатор заявляет, что позиция и планы краевой администрации полностью поддерживаются Президентом РФ, но до сих пор никакой реакции на эти заявления, как и на творимые в крае беззакония, со стороны федерального центра не последовало. Таким образом, высшее руководство РФ разделяет непосредственную ответственность за происходящее в Краснодарском крае.

Краснодарский край - вопиющий пример ксенофобии и дискриминации на государственном уровне, но и в других регионах, в особенности на юге России (Ставропольский край, Ростовская область) и в г. Москве, ситуация крайне неблагополучна. Отсутствие реакции федерального центра на расистскую политику властей Краснодарского края поощряет аналогичные действия властей других регионов, ссылающихся на позицию губернатора Ткачева как на пример.

Этнические чеченцы по-прежнему подвергаются преследованиям и дискриминации на всей территории России. Вынужденные переселенцы из Чеченской Республики остаются наиболее уязвимой социальной группой.

По сведениям правозащитных организаций, в российских регионах и, в первую очередь, в г. Москве, действия сотрудников силовых структур создают для выходцев из Чечни невыносимые условия. Проводится кампания по фальсификации уголовных дел против чеченцев: задержания на несколько суток по обвинению в хулиганстве, противоправные обыски в домах, подбрасывание краденого, наркотиков, оружия и взрывчатых веществ. Все это сопровождается оскорблениями, унижениями и избиениями.

Этнических чеченцев не регистрируют в органах внутренних дел, поскольку они якобы представляют опасность для общества. Паспортные службы г. Москвы и Московской области отказываются регистрировать вынужденных переселенцев именно по причине их национальной принадлежности; такие отказы нередко сопровождаются оскорбительными высказываниями в устной форме. Разрушается мелкий и средний бизнес, в котором участвуют чеченские предприниматели, многие чеченцы теряют работу.

Дискриминационные практики правоохранительных органов и других государственных структур распространяются на всех представителей народов Кавказа и Средней Азии, в первую очередь мигрантов.

Средства массовой информации не только не осуждают в должной мере подобные действия, но и сами фактически осуществляют ксенофобскую пропаганду, причем направленную не только против этнических меньшинств, но и против мигрантов как таковых.

Особую озабоченность вызывает волна уличного насилия, охватившая г.Москву и другие крупные города. Власти и, в первую очередь, правоохранительные органы демонстрируют неспособность, а в некоторых случаях и нежелание оградить представителей меньшинств и мигрантов от агрессии со стороны экстремистских организаций и групп. Более того, в некоторых регионах власти идут на прямое сотрудничество с организациями казаков и националистов, вовлекая их в деятельность "по обеспечению правопорядка".

Мы убеждены, что институциональной основой дискриминации являются паспортная система как таковая. Фактически разрешительный принцип регистрации и введение незаконных ограничений на регистрацию, проверки "паспортного режима", ограничение прав и свобод под предлогом отсутствия регистрации в сочетании с негласными указаниями ограничивать приток мигрантов, принадлежащих к определенным меньшинствам, приводят не только к безнаказанному произволу и росту коррупции в правоохранительных и других государственных органах, но и к систематической дискриминации.

Принятый 19 апреля Федеральный закон "О гражданстве" нарушает права тех бывших советских граждан, которые живут в России, но не сумели из-за ограничений паспортной системы оформить российское гражданство, и тех, чье гражданство остается непризнанным. Принятый 14 июня во втором чтении законопроект "О правовом статусе иностранных граждан" поражает иностранных граждан в правах и еще больше ограничивает возможности получения российского гражданства, в том числе и для бывших граждан СССР. Эти два правовых акта в совокупности с неопубликованными нормативными актами МВД ставят миллионы людей в положение "нелегалов". Власть сама обрекает мигрантов на маргинализацию и существование вне рамок правового поля.

Мы требуем от российских властей:
1.Безусловного соблюдения конституционного права на свободу передвижения и выбор места жительства; отмены всех нормативно-правовых актов, противоречащих этой конституционной норме, и всех незаконных ограничений на регистрацию.
2.Изменения порядка учета и документирования населения, в первую очередь паспортной системы, которая на сегодняшний день представляют собой институциональную основу для этнической и расовой дискриминации; отмены уличных проверок "паспортного режима". 
3.Обеспечения и защиты прав иностранных граждан, находящихся на территории РФ. 
4.Безусловной легализации всех бывших советских граждан, фактически живущих в России, в том числе лиц без гражданства; признания российскими гражданами граждан бывшего СССР, живущих в России со времени, предшествующего вступлению в силу закона "О гражданстве РФ" 1991 г. 
5.Внесения изменений в принятый в 2002 г. закон "О гражданстве", которые установили бы для проживающих в новых независимых государствах граждан бывшего СССР облегченную процедуру получения российского гражданства.
6.Обеспечения и защиты прав внутренних мигрантов, в первую очередь из Чеченской Республики.
7.Предания гласности всех ведомственных инструкций, касающихся миграции.
8.Отмены закона Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. № 460КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" и постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края № 1363П от 20 февраля 2002 г. "О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края" и № 1381П от 27 марта 2002 г. "О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края".
9.Принятия действенных мер по защите представителей меньшинств и мигрантов от насилия со стороны националистических организаций и групп.
10.Прекращения практики подмены правоохранительных органов казачьими формированиями при проверках паспортного режима, охране правопорядка и проведении мероприятий в рамках миграционного контроля.
11.Эффективного расследования правонарушений в отношении представителей меньшинств и мигрантов и наказания виновных, в первую очередь сотрудников правоохранительных органов.
12.Широкого общественного обсуждения готовящейся Администрацией Президента новой концепции государственной миграционной политики и включения экспертов НПО в процесс выработки концепции.
13.Включения представителей общественных организаций в межведомственные комиссии по вопросам миграции и гражданства на всех уровнях. 
14. Организации совместных с неправительственными организациями просветительских мероприятий, направленных на профилактику ксенофобии и внедрение принципов толерантности в обществе и среди сотрудников государственных органов. 

Москва, 21 июня 2002 г.

Календарь

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярные статьи